четверг, 17 января 2013 г.

Скандал вокруг коллекции Шнеерсона усугубляет непростые отношения между США и РФ


Решение суда округа Колумбия (США), обязавшего российские власти выплачивать по 50 тыс долларов ежедневно, пока коллекция Шнеерсона не вернется к своим владельцам, вызвала бурю возмущений в МИД РФ. Российское внешнеполитическое ведомство предупредило США о жестких мерах, которые станут ответом на возможный арест зарубежного имущества РФ.
«Вызывает возмущение, что вашингтонский суд пошел на такой беспрецедентный и чреватый самыми серьезными последствиями шаг, как введение штрафных санкций против суверенного государства, – говорится в официальном заявлении МИД РФ. –  Американские власти, как мы надеемся, отдают себе отчет, что если российское государственное имущество, не защищенное дипломатическим иммунитетом, подвергнется аресту в США, как того требует «Хабад» в качестве «обеспечительной меры», то мы будем вынуждены предпринять жесткие ответные действия».
Права на коллекцию Шнеерсона предъявили представители еврейского религиозного движения «Хабад Любавич».
Специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, бывший министр культуры, недоумевает в связи с недавним решением американского суда по делу о "библиотеке Шнеерсона".
По словам Швыдкого, эта проблема была ранее урегулирована Россией и США. "В свое время российская сторона выполнила все договоренности по этому вопросу. Эта проблема обсуждалась в рамках комиссии Гор-Черномырдин, и мы нашли тогда с американской стороной достаточно компромиссное и разумное решение", - сообщил Швыдкой.
"Нами, - пояснил он, - был создан Центр восточных литератур в Российской государственной библиотеке, в которой, в частности, хранится коллекция Шнеерсона, и к ней был открыт доступ всех граждан - как российских, так и граждан других государств. Там же была создана молельная комната, где можно было совершать религиозные культы", - заявил представитель президента России корреспонденту «Интерфакса».
Эксперт считает это дело "политическим скандалом, в связи с чем, особенно в тренде последних событий, нельзя исключать принятие РФ асимметричных мер, в частности, направленных на ограничение прав американских религиозных организаций на территории РФ".

По мнению ассоциированного партнера юридической фирмы "ЮСТ" Евгения Жилина, "американское правосудие традиционно считает законы США превалирующими над нормами международного права, в этом суть проблемы".
"Американский суд не может осуществлять свою юрисдикцию в отношении другого государства без его на то согласия, а Российская Федерация, насколько мне известно, никогда не признавала юрисдикции американских судов, в том числе и в этом деле", — отметил эксперт. С точки зрения международного права такое решение суда является незаконным, считает Жилин.
Негативные юридические последствия для РФ, по его мнению, возможны только на территории США, где действуют американские законы и где такое решение, если оно не будет отменено вышестоящей инстанцией, должно будет исполняться.
Эксперт отметил, что "не стоит спешить с размышлениями об исполнении: существует же еще и стадия апелляции, к которой Россия, думаю, и обратится". Вопрос о библиотеке, напомнил эксперт, уже решался в судах России, и ни одно из этих решений не было исполнено.
Заместитель председателя коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный" Владислав Капканов считает, что "вопрос не в том, что Россия должна исполнять решение американского суда, а в том, что США будут исполнять свое решение самостоятельно, и мы можем столкнуться с ситуаций, при которой на имущество РФ, находящееся на территории США, будет обращено взыскание".
Библиотека Шнеерсона – это коллекция древнееврейских книг и рукописей, собранная хасидскими раввинами, возглавлявшими с конца XVIII века религиозное движение "Хабад" в белорусском местечке Любавичи на территории современной Смоленской области, которое было центром одной из ветвей хасидизма.

Библиотека была основана в начале XX века главой общины любавичских хасидов раввином Иосифом Ицхаком Шнеерсоном на основе коллекции, собиравшейся с 1772 года. Его потомки пополняли собрание, и сегодня оно включает 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 манускрипт.

Библиотека Шнеерсона
Хасиды считают библиотеку религиозной святыней: в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи. Это рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавичского ребе Менахема Менделя, известного также, как Цемах Цедек.
 В 1915 году, во время Первой мировой войны, когда к местечку приблизилась линия фронта, шестой любавический ребе Иосиф Шнеерсон покинул Любавичи и переехал со своим окружением и имуществом в Ростов-на-Дону, а часть библиотеки (около 12 тыс. книг, в том числе уникальные издания начала XIX века) сдал на хранение в Москву на книжный склад Персица и Полякова.
В 1918 году коллекция была национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и передана в Румянцевскую библиотеку, на основе которой была образована Государственная библиотека им. В. И. Ленина (ныне – Российская государственная библиотека). Другую часть библиотеки (около 25 тыс. страниц рукописей) Шнеерсон в 1927 году вывез при эмиграции за границу – сначала в Ригу, а в 1934 году в Польшу.
 Там в 1939 году она попала в руки нацистов и была вывезена в Германию. Самому ребе, при помощи американцев, в 1940 году удалось выехать в Нью-Йорк и обосноваться в Бруклине, где сейчас и находится мировой центр движения любавических хасидов. После крушения Третьего рейха архив Шнеерсона вместе с другими трофейными документами был перевезен в Москву и передан в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 года – Российский государственный военный архив).

Библиотека Шнеерсона
 По информации бывшего генерального директора Российской государственной библиотеки Виктора Федорова, после революции и Гражданской войны, когда выяснилось, что за имуществом никто не обращается, книги, упакованные в ящики, официально были признаны бесхозным имуществом и переданы в библиотеку, в соответствии с Декретом о национализации библиотек. Так библиотека Шнеерсона автоматически попала в категорию культурного наследия страны.
В Центре восточной литературы РГБ выделена специальная комната, где можно работать с литературой из этой коллекции.
 Работники библиотеки тщательно исследовали состав коллекции и, обнаружив там ряд дублетных экземпляров, передали в законном порядке около 70 книг еврейской общине в Москве. В настоящее время часть дубликатов книг, переданных хасидам, находится в библиотеке Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще.

Библиотека Шнеерсона
 В 1950 году Ицхак Шнеерсон умер, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки. С началом перестройки любавические хасиды начали активно добиваться возвращения им "библиотеки Шнеерсона".
В 1988 году отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина посетила делегация хасидов из США. Крупнейшие специалисты по хасидскому письменному наследию приехали в СССР вместе с американским предпринимателем Армандом Хаммером. Они просили вернуть им религиозные хасидские книги и рукописи, не представляющие якобы ценности для ГБЛ.
В начале 1990-х зять Ицхака Шнеерсона — Менахем Шнеерсон при поддержке многих других хасидов, которые почитают реббе Шнеерсона святым, а архив его семьи религиозной святыней, потребовал вернуть коллекцию, которая до национализации была личной собственностью его тестя.

В начале 1990-х годов возле библиотеки неоднократно проходили пикеты любавичских активистов, которые даже пытались захватить документы силой. Хасиды полагают, что эти тексты дадут им новые мистические свидетельства и пророчества и позволят расширить свое влияние в мире.
8 октября 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов обоснованными и обязал Библиотеку имени Ленина вернуть им коллекцию. Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы — национальное достояние советского народа.
18 ноября того же года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. Но библиотека вновь ничего не выдала. Тогдашний заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин грозился сжечь себя вместе с коллекцией, а затем спрятал ее в стенах библиотеки.
А 14 февраля 1992 года пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущие решения и коллекция осталась в Российской государственной библиотеке. В 1995 году при проверке выяснилось, что некоторые рукописи пропали. В конце 1996 года, по данным СМИ, рукописи были обнаружены на черном рынке в Израиле. В 1998 году с просьбой о возврате хасидам библиотеки официально обратился к премьер министру России вице президент США Альберт Гор.

Библиотека Шнеерсона

В 2005 году 100 членов Сената и большинство членов Конгресса США подписали официальное обращение к тогдашнему президенту России Владимиру Путину с просьбой содействовать возвращению книг Шнеерсона "Хабаду". Официально об ответе не сообщалось.
В декабре 2006 года любавические хасиды направили иск с требованием возврата в федеральный окружной суд Вашингтона. Адресатами иска были указаны Российская Федерация, Министерство культуры России, Российская государственная библиотека и Российский государственный военный архив.
Расположенная в США головная организация любавических хасидов "Агудас Хасидей Хабад" требует передать архивы и библиотеку Шнеерсонов ей на хранение и направила соответствующий иск в американский суд. Судья Ламберт изначально постановил, что не вправе рассматривать вопрос о судьбе всей библиотеки и может принимать решения лишь по ее части семейному архиву Шнеерсонов, который включает более 25 тысяч страниц рукописей, писем и других материалов династии.
Россия заявила через адвокатов, что это дело вовсе не находится в юрисдикции американских судов, однако судья отклонил заявление РФ.
 В январе 2009 года Ламберт предупредил, что примет решение по делу в пользу истца, если российская сторона не будет принимать участия в слушаниях. В исполнение этой угрозы суд округа Колумбия в октябре 2009 года в связи с неявкой российских представителей решил дело в пользу истца.

Библиотека Шнеерсона

В начале августа 2010 года вашингтонский федеральный судья Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали свое право на книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве "незаконно".
Решение в пользу "Хабада", принятое судьей Ройсом Ламбертом, основано на законе США 1976 года "Об иностранном суверенном иммунитете" (US Foreign Sovereign Immunities Act), позволяющем американским судам вести дела против других суверенных государств, включая их правительства. Суд счел, что Россия приобрела данную собственность "дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации".
 МИД России прокомментировал решение американского суда, удовлетворившего иск нью-йоркской еврейской религиозной организации "Агудас Хасидей Хабад" к Минкультуры России, Росархиву, Российской государственной библиотеке и Российскому государственному военному архиву о передаче ей находящейся в России т.н. "библиотеки Шнеерсона". МИД России считает это грубейшем нарушением общепринятых норм и принципов международного права.
В первую очередь это касается принципа юрисдикционного иммунитета государств, согласно которому суды одного государства не могут рассматривать иски против других государств и их собственности без явно выраженного согласия последних. Поэтому, считает МИД РФ, никакого "возврата" книг из этой библиотеки не будет. "Библиотека Шнеерсона" никогда американской организации "Хабад" не принадлежала. Она вообще ни разу не покидала территорию России и была национализирована, поскольку в семье Шнеерсонов не осталось законных наследников", говорится в комментарии МИД.

Библиотека Шнеерсона

Согласно статье 409 Гражданского процессуального кодекса России "решения иностранных судов… признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации". Однако между Россией и США такого договора нет.
МИД также потребовал от американских хасидов вернуть в Россию семь книг из этой же коллекции, которые они в 1994 году получили из Российской государственной библиотеки (РГБ) через Библиотеку Конгресса США по международному межбиблиотечному абонементу на два месяца и уже 16 лет незаконно удерживают.
 "В настоящее время входящие в состав "библиотеки" книги являются государственной собственностью Российской Федерации – говорится в комментариях МИД РФ. Они размещены в специальном Центре восточной литературы РГБ, где доступны как для научной работы, так и для отправления религиозных обрядов. Это особенно важно для многих российских граждан, исповедующих иудаизм".
 В конце июля 2011 года суд США постановил начать процесс возврата иудейскому религиозному движению "Хабад Любавич" приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из коллекции Шнеерсона, принадлежащих сейчас библиотечному фонду РФ. Этот судебный процесс не позволял государственным культурным организациям России, например, крупным музеям, участвовать в межкультурном обмене, так как они ничем не были защищены от претензий третьих лиц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий