среда, 12 сентября 2012 г.

В Москве простились с Александром Белявским


  Прощание с народным артистом России Александром Белявским прошло в московском Доме кино. На прощальную церемонию прибыли известные актеры, коллеги по театральной сцене, родные и близкие погибшего. 



 Когда он – в гимнастерке, статный, красивый – замирал, обводя волчьими, безжалостными, но влекущими глазами – зал ресторана в знаменитой сцене в фильме «Место встречи изменить нельзя», женские сердца колотились как бешеные.

Потому что… Потому что хорош был невероятно. До одури. И, несмотря на безумное количество ролей, Александр Белявский так и остался в памяти народной именно в образе криминального антигероя – Фокса. Гениальное мастерство: сыграть порок так, чтобы он был привлекательным…


 Много лет назад мы на работе обсуждали этот фильм, и я услышал: «Ну, Белявский, так он же бандит был, вот потому так и сыграл...» Полная ерунда. Никаким бандитом он не был, был спокойным, добрым человеком, весьма уважаемым и любимым. Подобной «славе», которая, правда, вилась за ним недолго, он был обязан именно Фоксу. Эта роль совершенно выбивалась из других его ролей, да и сыграна она была, действительно, настолько классно, что как тут было не домыслить и не напридумывать? Ну как можно было предположить, что человек без криминального прошлого войдет в образ бессердечного бандита так глубоко и естественно? Прекратится в чуткого волка, напрочь лишенного добра? Так передаст его настороженность и ненависть, так вскипит ненавистью ко всему миру, поняв, что прижат к стенке?
Его много и часто спрашивали об этой роли. И он всегда немного расстраивался – ведь кроме Фокса он сыграл в кино более 100 ролей. И снимался не только в России, но и в Польше, ГДР, Северной Корее, Финляндии, Франции, Чехословакии, США…
…Саша Белявский родился в многодетной семье – он был старшим, с ним росли еще его сестра Ольга и младший брат – Толя. Родителям его – Борису Моисеевичу и Любови Александровне – жить было не сладко: их молодость пришлась на революцию и гражданскую войну, даже образование удалось получить лишь начальное. И когда в 1932 году родился их первенец, они решили, что жизнь положат на то, чтобы обеспечить его, а потом и других детей, образованием. И слово выполнили. Трудностей и невзгод их детям хватило, как и всему предвоенному поколению, но образование в итоге получили все трое.
Саша учился в Москве, в школе № 468. Родители сделали все, чтобы он не прерывал учебы даже во время войны. Активно участвовала в его воспитании бабушка – Устинья Сергеевна, очень строгая, даже жесткая, но и невероятно любящая при этом. В школе началась и его дружба с Пашей Зубовым – сыном известного деятеля советской культуры Василия Павловича Зубова. У Зубовых была, как говорят, « семья с традициями». До революции им принадлежал дом на улице, известной ныне как Большая Коммунистическая; потом на нем установили мемориальную доску, отметив роль Зубова-старшего в становлении культуры нового государства. Но при всех понятных тонкостях и этой культуры, и отношения к ней, и ее перегибов, общение Саши с этой семье дало ему очень многое – Александр Белявский не уставал это повторять. Все закладывается в детстве. И он получил в нем многое. Любовь к чтению не была в ту пору чем-то из ряда вон выходящим, это была норма. Вот и Саша читал запоем. Ему нравилась поэзия, но больше – произведения с внутренним накалом, романтикой. И он решил, что его призвание – стать геологом. Современному поколению такая мечта показалась бы странной. Но тогда геологами хотели стать едва ли не больше народу, чем ныне –­ артистами. Романтизм профессии был невероятно «раскручен», и Саша был счастлив, что поступил на геолого-разведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. На практику – обычно в Среднюю Азию – Белявский уезжал с удовольствием. Ему очень хотелось найти золотую жилу, открыть новое месторождение, быть полезным…
Окончив учебу, Александр, молодой специалист с большими амбициями, был отправлен в Иркутск, в Восточно-Сибирское геологическое управление. В управлении жили весело – вели активную общественную работу, в том числе ставили спектакли. И решили поставить «Горе от ума», где Саше досталась роль Молчалина. Иркутский областной театр любезно предоставил геологам свою сцену для их самодеятельности, и Белявский впервые вышел к зрителям…
С ним что-то случилось тогда. Не так важен был и успех – хотя его работу, как и постановку в целом, отметила «Восточно-Сибирская правда». Нет, тут было что-то другое. Он будто растворился в тот момент, когда играл, стал единым целым с залом, перестал ощущать границы пространства, на какой-то миг полностью превратился в Молчалина… Потом были аплодисменты.  И все кончилось. Но и не кончилось тоже…

Это внутренне раздвоение продолжалось три года. Он вернулся в Москву, работал младшим научным сотрудником в Институте НИТРИЗолото, искренне и честно трудился на благо страны. Только душа его рвалась пополам… Он играл в самодеятельных спектаклях, причем – ирония судьбы – сцена Дома учителя, где их ставили, находилась в ту пору в тот самом доме Зубовых…
Март 1957 года был стылым и слякотным. По дороге домой после очередного спектакля он вдруг понял, что больше так не может. И принял жесткое, в общем-то, решение – уволился из института. Ему говорили  друзья – Саша, ты что, подумай, что делаешь, а наука, а работа? А лет тебе сколько уже, старик?
Стариком он не был, однако «упирался головой» в предельно допустимый возраст студента Щукинского.
Ему повезло. Его взяли.
Это было счастливое лето. Став снова студентом, он почти сразу получил предложение сниматься в кино – в фильме «Рассказы о Ленине». В театральном училище не приветствовали участие студентов в киносъемках, это очень не нравилось ни руководству в целом, ни непосредственному начальнику Владимиру Этушу – в частности. Но съемки сошли Белявскому с рук. Да и роль парня Коли удалась на славу, режиссер С. Юткевич был весьма доволен. Чуть позже, но тоже еще студентом, Белявский снялся в фильме «Спасите наши души» – уже в главной роли.
…Удивительно, какие прихотливые, неожиданные повороты может иметь судьба человека. В 1961 году Александр Белявский мог бы быть уже не младшим, а старшим научным сотрудником. Или действительно – открыть какое-нибудь месторождение. А он по сути все начал с чистого листа…
Закончив училище с красным дипломом, Белявский стал артистом театра Сатиры. Вскоре он глянулся польскому режиссеру Бучковскому, тот пригласил молодого артиста в Варшаву… Что такое было для советского человека поехать работать за границу, пусть и в страну соцлагеря? Сейчас это и представить себе трудно. Он согласился, сыграл главную роль в фильме «Прерванный полет». Работая, выучил польский язык – что пригодилось ему потом, да как пригодилось, ведь он снялся в шести польских фильмах, включая роль капитана Павлова в популярнейшем сериале «Четыре танкиста и собака».
Отъезд в Польшу не прервал его отношений с Театром Сатиры. Он стал первым ведущим знаменитого «Кабачка 13 стульев»; боже мой, какой популярностью пользовалась эта телепередача, как ее ждали и как обожали всех актеров, занятых в ней! С годами как-то забылось, а может кто-то и вовсе не знает, что именно Белявский предложил создать «Кабачок», и именно он ставил первые его выпуски как режиссер в паре с Г.Зелинским.
… Перечень его киноролей кажется бесконечным. Сергей Крылов в фильме «Иду на грозу», Кулагин в «Их знали только в лицо», Володя в «Июльском дожде», Шельга в «Крахе инженера Гарина»… Открытое лицо, обаятельная, ясная улыбка, глаза со смешинками… Он был такой открытый, ясный, светлый, настолько свой, что раз от раза ему давали играть положительных, добропорядочных, прекрасных персонажей. Ему нравилось это, и герои нравились, но он все же немного тосковал – хотелось разнообразия. Он смертельно боялся скуки, и говорил как-то, что нет ничего страшнее скуки в искусстве, да и в жизни вообще. Это почувствовал Михаил Жаров – тонкий человек, актер, режиссер. И пригласил «положительного Белявского» в своей сериал «И снова Анискин…» – на роль многоликого жулика Молочкова. Вот где Белявский потешил душу, сыграв в рамках этой роли даже деревенскую бабу!
В 1979 году ему было 47 лет. Он был популярен, его обожали поклонницы, его фото анфас из серии «Актеры советского кино» мигом раскупались. И тут «случился» Фокс Станислав Говорухин позвал его в телесериал «Место встречи изменить нельзя». Роль, взорвавшая сознание поклонников кино…
В 90-х Александр Белявский гениально сыграл Брежнева в «Серых волках» Игоря Гостева. Тогда я услышала – «Как прекрасно Фокс Брежнева играет!» Это и есть актерская слава. Фамилию его героя вспоминали неизменно, стоило ему лишь появиться на экране. А он появлялся часто – прекрасный рассказчик, Белявский был желанным гостем в популярных передачах типа «В нашу гавань заходили корабли» или «С легким паром». Какое-то время вел передачу «На здоровье», но постоянно вновь обращался к сцене театральной… Ему любили давать роли статусные, людей «с видным экстерьером» – адмирал из «ДМБ», криминальный авторитет Король в «Антикиллере», князь Долгорукий – интриган и хитроумец из сериала Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов». Он нанизывал роли, как бусинки на нить: крупные камни вперемешку с мелкими, которые запоминались точно так же – ведь назови его имя, и первым вспомнится Фокс, а потом – даже небольшие роли в сериалах «Московские окна», «Бригада», других фильмах и сериалах…
Он любил тонкую актерскую игру. В 2002 году его пригласили на съемки в Америку. Всего один съемочный день! Другой бы актер радовался.  Блокбастер «Цена страха» собрал также таких актеров, как Бен Аффлек и Морган Фриман. Белявскому досталась роль российского адмирала, советника президента. Но настроение у него было испорчено надолго. Мол, «нет в этом фильме актерской игры. Только этот негр (Фриман), директор ЦРУ, хорош. И все…»

Свою личную жизнь актер очень берег от чужих глаз. Его мир, средоточием которого в последние годы была любимая дача под Звенигородом, был закрыт от жадных до сплетен болтунов. Его любимый афоризм был хорошо известен всем, кто хоть раз брал у него интервью: «Тот не жил полной жизнью, кто не знал бедности, любви и войны». Он знал и бедность, и войну. Знал и любовь. И как-то признался, что мог бы  многое рассказать об этих трех «китах», но вряд ли среди стольких забот найдет время писать мемуары.  
С первой женой, Валентиной, они поженились в 1955 году. Она поехала за ним в Иркутск. Это была сильная, настоящая любовь, они прожили вместе 30 лет, вырастили прекрасную дочь – Надю. Валентине много досталось от поклонниц Александра – они буквально ломились к ним домой, атаковали двери, писали записки с угрозами. Потом он встретил другую женщину, ушел к ней. Но – отдадим должное благородству, силе, мудрости и любви Валентины. Не переставая любить Белявского, она отпустила его. И искренне радовалась, когда у 71-летнего Александра и его новой супруги, 53-летней Людмилы, родилась дочка. Когда у Александра Борисовича случился инсульт, его выхаживали две жены – первая и вторая. Которые смогли понять друг друга, простить, приспособиться, а потом – почти что подружиться. Наверное, потому, что очень любили его – своего Сашу. И никогда не перестанут любить.
…Очень страшно услышать его голос. Живой, знакомый, который ни с каким другим не перепутаешь. А ведь услышим обязательно. Он озвучил бессчетное количество фильмов. Слышать его голос будет больно. Хотя… Хотя артист должен быть в памяти людей – ролями.
И Александр Белявский будет жить – так.
Спасибо, Александр Борисович. За роли. За яркую жизнь. За вашу улыбку. Будем помнить…

http://vmdaily.ru
 http://ural.kp.ru



Комментариев нет:

Отправить комментарий